Музей 13 Ростокинской дивизии народного ополчения и истории школы 270

Памятники, Образование

ул. Маломосковская, дом 7

Автор: Пименова Л.В.

Школьный музей – это часть истории страны. Важно, что в школьных музеях одна или несколько тем рассматриваются подетально. С такой глубиной, которую не может себе позволить ни один большой музей. Сведения, собранные в школьных музеях, могли бы открыть множество тайн истории, восстановить многие забытые имена…

«Музей 13 Ростокинской дивизии народного ополчения и истории школы 270» был создан на базе школы №270 в 1956 году. Сейчас здание школы на ул. Маломосковская, 7 входит в комплекс "ГБОУ Школа №1539".

Музей создан в память о том, что в старом здании школы в первые дни Великой Отечественной войны были сформированы части дивизии народного ополчения Ростокинского района (ныне районы Алексеевский, Останкинский, Ростокино, Марфино Северо-Восточного округа и Мещанский район Центрального округа).

Начинал создавать музей бывший комиссар 37 полка Сутягин Михаил Васильевич. Собирали материалы вместе с ребятами оставшиеся в живых бойцы 13 дивизии народного ополчения. Директором школы в то время был Чичварин Виктор Николаевич.

В 1959 году музей начал показ своей экспозиции. В старом здании школы музей располагался сначала в холле, затем в кабинете истории. С февраля 2006 года возрождённый музей работает в новом здании школы, где для него выделено отдельное помещение. В 2016 году нашему музею исполнилось 60 лет.

Экспозиция музея рассказывает о начале Великой Отечественной войны, о создании народного ополчения и его роли в Битве за Москву. Основной темой нашего музея является судьба 13-й Московской дивизии народного ополчения Ростокинского района (140 стрелковой дивизии). Центральной частью экспозиции музея является галерея фотографий ополченцев 13 Ростокинской ДНО и макет памятника бойцам дивизии, установленного у деревень Кошкино и Казариново под пгт. Холм-Жирковский, где дивизия вела самые тяжёлые бои и понесла основные потери.

В музее есть раздел, посвящённый военной истории школы 270, там находятся материалы о выпускниках 1941 года, рассказывается о судьбе выпускницы 1941 года Зинаиды Шмельковой, воевавшей в в/ч 9903 вместе с Зоей Космодемьянской и Верой Волошиной и погибшей под Наро-Фоминском.

Долгие годы Музей в нашей школе оставался единственным, где хранили память о бойцах 13 дивизии народного ополчения, воевавших и отдававших жизни за нашу столицу. В последние годы в обществе возрос интерес к этой теме и стали создаваться новые музеи и экспозиции, посвящённые ополчению 1941 года. Это очень радует хранителей памяти о бойцах 13 ДНО, потому что находятся новые имена и судьбы наших ополченцев и бойцов из других московских дивизий, а начатое ими дело продолжает жить и развиваться.

Музей поддерживает связь с Холм-Жирковским историко-краеведческим музеем (http://holm-zhirki.museum67.ru), расположенном на земле, где проходил последний рубеж обороны 13 Ростокинской дивизии (директор Батюшина Галина Валентиновна).

В музее активно работает Сообщество потомков ополченцев 13ДНО(координатор Попов Артём Геннадиевич) которое было организовано на базе музея.

(https://www.facebook.com/groups/13dno/) Работе музея помогают и просто небезразличные к военной истории своей страны люди.

На сайте Школы № 1539 есть раздел Музея 13ДНО (https://gym1539sv.mskobr.ru/muzei_shkoly_1539/muzej_13_rostokinskoj_divizii_narodnogo_opolcheniya_i_istorii_shkoly_270/).

Техническими специалистами школы 1539 создан сайт 13 Ростокинской дивизии народного ополчения (http://www.13dno.ru), где хранится база данных личного состава 13 ДНО. На каждого учтённого бойца заведена карточка. В настоящее время в базе данных содержится 5285 учетных карточек.

Для образованного человека и гражданина России знание её истории, духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих событий. Современная молодёжь далека от комсомола и пионерии, от слов «подвиг» и «патриотизм». И сегодня, когда нет уже Дворцов пионеров и совсем мало осталось Домов культуры, школьный музей может стать для неё очень важной ступенькой в развитии.