Ул. Кулакова, 12
В 1988 году в школе был открыт музей Боевой славы 63 Гвардейского истребительного авиационного полка. Встреча педагогов и учащихся школы с ветеранами полка состоялась на Новой земле во время празднования 45-летия со дня его формирования.
Имя Героя Советского Союза, летчика-истребителя Алексея Петровича Маресьева школе присвоено в апреле 2007 года по инициативе коллектива школы и при поддержке ветеранов 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка.
На протяжении 30-ти лет двери школы были открыты для ветеранов полка, отважных летчиков, боевых друзей Алексея Петровича Маресьева. Мы бережно храним память о встречах с его ведомым Сергеем Фёдоровичем Петровым, однополчанами Владимиром Николаевичем Дубровским, Сергеем Федоровичем Афониным, Александром Гермогеновичем Лебедевым, а также сыном Героя Виктором Алексеевичем Маресьевым.
Подвиг А.П. Маресьева лег в основу известной всем книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Благодаря книге имя летчика истребителя Алексея Петровича Маресьева вписано в историю нашей страны, как эталон «настоящего человека». Но не все знают, что второй подвиг он совершил, после возвращения в небо в боях на Курской дуге. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя.
24 августа 1943 года старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев, был удостоен звания Герой Советского Союза.
Об этих событиях педагогам и ученикам школы рассказывал друг Алексея Петровича Маресьева, его ведомый Петров Сергей Федорович, тот самый летчик, которого он спас. Он говорил, что Маресьев обладал удивительными качествами и особенно выделял необыкновенное чутье ведения воздушного боя, смелость, упорство, мужество, огромную силу воли и умение преодолевать трудности.
Подвиг Алексея Петровича Маресьева стал примером мужества и героизма для многих поколений. Да, и сейчас люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, черпают силы, вспоминая о нем.
Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев родился в г. Камышине Волгоградской области 20 мая 1916 г. Его родители Петр Авдеевич и Екатерина Никитична работали на крупном лесозаводе и жили с сыновьями в служебной комнате.
В Первую мировую войну Петр Авдеевич ушел на фронт, откуда был демобилизован по ранению, и вскоре умер от ран. Как Екатерина Никитична сберегла и подняла троих сыновей – можно только догадываться. Трудолюбие и чувство ответственности, уважение к достойно выполняющим свою работу – эти качества Алексей Маресьев унаследовал от матери.
Алексей окончил шесть классов Старогородской школы Камышина и в 1930 году поступил в ФЗУ учиться на токаря, одновременно работал на лесозаводе. Однажды он увидел самолет, парящий над Волгой и «заболел» авиацией. Несколько раз Алексей пытался поступить в летное училище, но всякий раз получал отказ по здоровью.
В 1934 году Алексей Маресьев был направлен строить Комсомольск-на-Амуре. Он валил лес, строил бараки, вместе с группой комсомольцев расчищал участок под аэроклуб. Физический труд и климат оказали положительное влияние на здоровье, Алексей прошел медицинскую комиссию и стал курсантом летной школы.
Осенью 1937 года Алексей Маресьев был призван в армию на Сахалин. Затем его направляют в 30-ю авиационную школу города Читы. Позже школа была перебазирована в Батайск. Летом 1940 г. состоялся первый выпуск курсантов Батайской школы. Младшего лейтенанта Алексея Маресьева, как одного из лучших выпускников, оставляют работать инструктором.
В августе 1941 года Алексей добился перевода на фронт и был зачислен в 296-й ИАП Юго-Западного фронта. Весной 1942 года шли тяжелые бои в Демянском котле в районе Валдая. В воздушном бою с 12-ю «мессерами» ЯК-1 Маресьева был подбит и упал в болото близь озера Шлино. В течение 18 дней израненный лётчик с перебитыми ногами пробирался по заснеженному лесу к своим. Еле живого Алексея нашли жители деревни Плав и переправили его в госпиталь.
Дальнейшая судьба Алексея Маресьева – ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, отчаянная борьба за возвращение в небо – это беспримерный подвиг, описанный в книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Его мог совершить человек только железной воли и огромного мужества.
В июне 1943 года А. П. Маресьев прибыл в 63й гвардейский истребительный авиационный полк. В боях на Курской дуге безногий летчик многократно выходил победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя. За это и был удостоен звания - Герой Советского Союза. Алексей Маресьев совершил более 90 боевых вылетов и сбил 11 фашистских самолетов.
После войны Маресьев работал летчиком-инструктором Управления вузов ВВС, затем начальником летной подготовки Московской спецшколы ВВС, учился в Высшей партшколе ЦК КПСС. Алексей Маресьев активно участвовал в общественной жизни страны. Он выступает на Всемирном Конгрессе сторонников мира в Париже, на Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 50-летию Ленинского комсомола, работает ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, участвует в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
Боевые и трудовые заслуги полковника в отставке, кандидата исторических наук Маресьева А. П. отмечены наряду с Золотой Звездой Героя многими государственными наградами.
Умер Алексей Петрович Маресьев 18 мая 2001 года, не дожив два дня до своего 85-летия.
В 2006 году делегация актива Совета музея 63 ГИАП приняла участие в патриотической акции, посвященной 90-летию со дня рождения Героя на Валдае. Ребята встретились со школьниками, ветеранами Великой Отечественной войны и жителями села Едрово, посетили Центр патриотического воспитания и музей в деревне Красилово, прошли «Тропой Маресьева» из деревни Плав до памятной стелы, где состоялся митинг.
В 2011 году состоялась экспедиция на Родину Алексея Петровича Маресьева в Камышин. Ребята посетили единственный музей А.П. Маресьева, центр патриотического воспитания, встретились с ветеранами и учащимися Лицея № 15 имени А.П. Маресьева, познакомились с уникальной природой Волжского края.
В центре города в честь 90-летия со дня рождения Алексея Петровича Маресьева был установлен памятник, на котором высечены его слова, отражающие его любовь к родному краю: «Никогда и нигде я не видел такого неба, такой чистой и голубой лазури как в Камышине. Вот тогда захотелось мне летать…».
Что же могло повлиять на формирование характера Алексея Петровича. Посетив родину Маресьева, стало понятно, что это окружающие его люди и природа родного края.
В первую очередь, это его мама, Екатерина Никитична, которая работала уборщицей на деревообрабатывающем заводе и одна воспитывала троих сыновей, приучая их к труду, честности и порядочности. Впоследствии Маресьев скажет: «Всем я ей обязан. Она не просто жизнь мне дала, она научила меня бороться за эту жизнь, во что бы то ни стало. До конца бороться». Вспоминая свое детство, Алексей Петрович говорил, что только «две мамы» помогли ему победить болезни и стать летчиком: это «Мама родная да матушка-Волга, в которой он плавал и закалялся».
Городской проект «Путь Героя» в 2019 году предложил новый для педагогов и учеников школы метод исследования и получения информации. Походные условия, преодоление сложности пути, ответственность за порученное дело. Такие испытания дают возможность физически ощутить условия, в которых солдаты вели бои с немецкими захватчиками.
Выбор экспедиционно-туристического маршрута «Путь Героя», посвященного жизненному пути и подвигу Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева начался с того, что было решено больше узнать о малоизученном периоде жизни летчика – периоде борьбы за возвращение в небо.
Надежда Ивановна Варварина, школьный куратор проекта "Путь Героя"
" Мы подробно изучили маршрут передвижения Алексея Маресьева от деревни Плав Валдайского района до Курска. Составили карту. Вот, что получилось:
Апрель 1942 г. Деревня Плав Валдайского района – Алексей найден жителями деревни Александром Вихровым и Сергеем Малиным, переправлен в деревню Красилово Валдайского района в передвижной госпиталь;
Май 1942 г. Москва – Авиационный госпиталь Московского фронта ПВО в Сокольниках. Операцию провел профессор Теребинский Николай Наумович;
Лето 1942 г. Самара (Куйбышев) – специализированный госпиталь для больных с ампутированными конечностями № 3999;
Сентябрь 1942 г. Самара. Барбошина Поляна на Волге – дом отдыха спецназначения № 1 для лечения летно-подъемного и командного состава Красной Армии (санаторий имени Чкалова);
Январь 1943 г. Москва – медицинская комиссия дает разрешение на проверочные полеты на У-2;
Ибреси, Чувашская республика – авиационная школа первоначального обучения № 3. Получено свидетельство о годности к управлению самолетами всех типов;
Февраль 1943 г. Люберцы – зачислен в эскадрилью связи для работы на У-2;
Март 1943 г. Иваново – направлен в 14 Запасной истребительный авиационный полк. Проходит обучение и получает допуск к полетам на всех видах истребителей. В это время в Иваново прибыл 63 ИАП для перевооружения на новые самолеты. Маресьев получает направление в этот полк;
5 Июля 1943 г. Курская битва. Орел. Операция «Кутузов». 24 августа А.П. Маресьеву присвоено звание Герой Советского Союза;
Октябрь 1943г. Тула, аэродром Волынцево – здесь одновременно проходит доукомплектование самолетами 63 ИАП и эскадрилья Нормандия-Неман.
Далее освобождение Белоруссии, Прибалтики, Германии.
Выбор сделан. Мы решили побывать там, где Алексей Маресьев «вновь обрел крылья» и встретился с 63 ИАП.
Иваново находится в 300 км к северо-востоку от Москвы. Всем известен этот город как «город-невест». Но мало кто знает, что Иваново можно окрестить «городом больших самолетов». Во время Великой Отечественной войны Ивановская область стала масштабным центром подготовки лётчиков для Советской Армии. В окрестностях города в 40-е годы было построено 9 аэродромов и авиационных предприятий.
Мы с энтузиазмом начали свой пеший маршрут с посещения Ивановского аэроклуба, который с 1941 года размещается на аэродроме Ясюниха, расположенном в 4 километрах от города. Небольшой грунтовый аэродром, взлетно-посадочная полоса – поле, заросшее высокой травой. Старые самолеты и вертолеты - история авиации, несколько бипланов Ан-2. Як-52, легкие учебно-тренировочные спортивные низкопланы. Деревянное двухэтажно здание с диспетчерским «фонарем» на крыше. Аэродром, построенный почти 80 лет назад, изменился мало. Музея аэроклуба на аэродроме нет. Богатому историческому прошлому аэроклуба посвящено два стенда в учебном помещении. В Иваново во время войны размещался 14 Запасной истребительный авиационный полк. Летчики-инструкторы занимались обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава частей ВВС. В феврале 1942 году Алексей Петрович Маресьев совершим свой пробный полет на истребителе под руководством летчика-инструктора Коснерика Михаила Константиновича (Заслуженный военный летчик СССР, полковник).
Далее наш путь лежал на аэродром Иваново-Северный через особо охраняемое Валдайское озеро. О чудо, в Иваново тоже есть Валдайское озеро!
Аэродром Иваново-Северный. В настоящее время на аэродроме базируются самолеты военно-транспортной авиации 610 центра боевой подготовки и переучивания летного состава авиагарнизона. С 1941 года здесь размещался 14-й запасной истребительный авиационный полк, на котором летчики получали и облётывали самолеты ИЛ-4, ЯК-1 и ЯК-7. 29 ноября 1942 года на аэродром прилетели французы. Здесь проходила подготовка истребительной авиационной эскадрильи «Нормандия-Неман». На аэродроме есть музей, знаменитый на всю область, попасть в который было большой проблемой. Музей поразил нас большим числом экспонатов, начиная от самолетов и всевозможного авиационного оборудования до личных вещей пилотов. Большой зал посвящен периоду ВОВ. Особое место в экспозиции занимает информация об эскадрильи Нормандия-Неман, которая проходила обучение на этом аэродроме. На стендах фотографии летчиков, четверо их которых были удостоены звания Герои Советского Союза, командиры полка, советские летчики-инструкторы. Летчик Лаптев Николай Алексеевич за военные годы подготовил более 40 боевых летчиков, проходивших переучивание на истребители ЯК-1, ЯК-7, ЛА-5 и английский «Харрикейн». Среди его подопечных были летчики французы, будущий ас И. Кожедуб, и А. Маресьев, вторично, поднявшийся в небо.
Наш маршрут закончился в музее эскадрильи Нормандия-Неман школы № 29 города Иваново. Ребята школы являются патриотами эскадрильи. Они провели интересную обзорную экскурсию по музею. Особое внимание уделили биографии 14-ти летчикаов, которые первыми прибыли в СССР сражаться с фашизмом. Между советскими и французскими летчиками зародилась военная дружба, которую летчики и их потомки сберегли до настоящего времени.
Итогом туристического маршрута стали сведения и интересные факты для пополнения экспозиции школьного музея. Участники экспедиции соприкоснулись с историей и убедились в том, что надо помнить наших героев и их подвиги, брать с них пример и учиться у них".