Дороги Победы

Территории, Транспорт

Площадь Савёловского вокзала

Автор: Зиёда У.

В наши дни обычному школьнику очень сложно представить события, происходившие на территории его района в годы войны. Слишком много времени прошло с тех событий, о которых забывать нельзя. Слишком мало осталось живых свидетелей - ветеранов, от которых можно услышать об испытаниях, выпавших на их долю. В современных средствах массовой информации много различных ссылок и фактов, нередко противоречивых. Поиск нужной информации для создания объемной картины событий сложен вдвойне, так как многие архивные документы оцифрованы и опубликованы на множестве ресурсов. Уникальные же документы хранятся в личных семейных архивах и доступ к ним затруднен. Удивительно, но факты о событиях, с которыми оказался связан Бутырский район, мне удалось найти на сайте об истории поселка Луговая, где проходил последний рубеж обороны Москвы.

Я живу в районе, который к началу войны был популярной среди дачников окраиной. По его границам задолго до войны курсировали поезда Савёловской и Октябрьской железных дорог. Во время войны некоторые поезда стали особенными. Они превратились в бронеединицы полевые (БЕПО), или бронепоезда, толщина брони которых могла достигать 12-45 мм.

БЕПО № 1 "Истребитель фашизма" оказался дважды связан с железными дорогами Бутырского района. По официальным данным, бронепаровоз состава был построен в Сталинских мастерских локомотивного депо станции «Москва-Пассажирская» (ныне Ленинградский вокзал) Октябрьской железной дороги, там же была сформирована паровозная бригада во главе со старшим машинистом В.И. Виноградовым. Две бронеплощадки собирались в депо «Москва» Казанской железной дороги.

Первоначально бронепаровоз был оснащен башней ПВО, а на бронеплощадках размещались башни танков Т-26 и Т-28. Впоследствии был дополнительно оборудован еще двумя бронеплощадками и зенитными орудиями. Основное боевое дежурство БЕПО №1 нес во время битвы за Москву на участке Лобня-Яхрома. Принимал участие в ожесточенных боях. Успешно сдерживал попытки прорыва фашистских танков к городу Москва. Прикрывал эвакуационные эшелоны. Об этом можно подробнее прочитать из воспоминаний старшего машиниста.

https://lughistory.ru/istoriya-velikoj-otechestvennoj-vojny/55-6-j-otdelnyj-divizion-bronepoezdov-v-bitve-pod-moskvoj/

В 1942 году бронепоезд получил новый номер 646, а в 1945 с честью окончил войну в Восточной Пруссии, на побережье Балтийского моря.