Культурный центр ЗИЛ

Строения, Культура

г. Москва, ул. Восточная, д.4, к.1

Автор: Мария Д.

Дворец культуры Пролетарского района (Дворец культуры автозавода им. Сталина, Дворец культуры ЗИЛ, Культурный центр «Южный», с 2012 года – Культурный центр ЗИЛ) был построен в 1930-37 годах на месте снесенного Симонова монастыря. Здание выглядит очень большим, а ведь по проекту рядом с ним должен был находиться еще и огромный театр на 3500 мест! И даже при том, что театр не был построен, ДК ЗИЛ стал самым крупным дворцом культуры в городе.

Его строили три брата архитектора, братья Веснины. Их считают создателями модного в то время стиля конструктивизма. Этот стиль не предполагал украшений, зато здания как будто собраны из разных геометрических фигур. Во дворце были созданы условия для проведения разнообразных вариантов досуга: библиотека, концертный зал для самодеятельности, лекторий, столовая и даже обсерватория.

Когда началась Великая Отечественная война, творческая жизнь во дворце культуры приостановилась. Здесь развернулся штаб всеобщей воинской подготовки. Но уже в октябре 1941 года, под руководством директора завода Ивана Алексеевича Лихачева, здесь создается первая концертная фронтовая бригада автозаводцев. В ее состав вошли 32 человека, как профессиональных артистов, так и участников художественной самодеятельности. Они выступали в цехах ЗИЛа, поддерживая рабочих, а 12 ноября 1941 года впервые дали концерт на фронте. Их провожал директор завода И. А. Лихачев словами: “Очень нужны вы заводу, можно сказать, с кровью отрываем вас от коллектива. Но вам поручается важное дело – воодушевлять бойцов, поднимать их боевой дух”.

Талантливая молодёжь, в основном составляющая бригаду, радовала слушателей высоким уровнем мастерства, свежестью исполнения и хорошим вкусом. Программа выступлений была бодрой, жизнерадостной, идейно насыщенной, проникнутой духом советского патриотизма.

Участники концертной бригады являлись подлинными выразителями народного искусства, ободряющего бойцов, зовущим на новые подвиги в выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Концерты приходилось давать на передовых позициях фронта.

Сцена – наскоро сколоченный из простых, необструганных досок помост. Перед сценой в два ряда носилки с тяжело ранеными. За ними на широком пригорке, покрытом желтеющей, суховатой осенней травой, - тоже раненые, те, которым разрешено ходить. Вокруг них персонал полевого госпиталя. Около 400 зрителей собралось на концерт.

В палатке, раскинутой позади сцены, артисты готовятся к выступлениям, волнуются. Этим людям, которые пролили свою драгоценную кровь, защищая Родину, они хотят принести самое лучшее, самое светлое из своего искусства.

На сцену выходит Татьяна Курбетьева – конферансье, чтица, работница завода ЗИС. Токарь Константин Гуркин играет в скетчах, бывший счетовод Лидия Чуренкова исполняет жанровые песенки, портниха заводского ателье Клавдия Шипилова поет русские песни, студентки заводского техникума Елена Готовская и Елизавета Лейбман танцуют ритмические танцы.

Все эти люди, выезжая на фронт, думают только об одном – порадовать воинов, хоть немного скрасить их трудную и суровую жизнь. Это желание помогает бодро, весело, с творческим подъемом выступать в любых условиях.

«Замечательный случай произошел у нас во время последней поездки. В нашей бригаде четвертый раз ездил на фронт исполнитель художественного свиста Владимир Кац. Он – инвалид Отечественной войны, танкист, участник боев за Москву. Под Москвой т. Кац был ранен и после этого потерял связь со своей частью. И вот мы попали в ту самую танковую бригаду, в которой когда-то сражался товарищ Кац. Трогательной была встреча боевых друзей. Оказалось, что за мужество и отвагу в боях с немецкими захватчиками Кац представлен к ордену Красной Звезды. Здесь же, после концерта, командование вручило нашему товарищу орден и медаль «За оборону Москвы» - вспоминает Галина Стукановская.

Артисты помогали в лечении больных не меньше медиков, заставляли верить, бороться и быстро вставать на путь выздоровления. Были случаи, когда раненый боец, выписываясь из госпиталя и уезжая на фронт, высказывал пожелания, чтобы они обязательно приехали в гости на передовые позиции.

«Однажды нам сказали, что завтра будем выступать в закрытом помещении. Приезжаем в наш «театр». Перед нами церковь, в которой нет ни одного окна, ни дверей, кругом валяются обломки. Это нас, конечно, не удивило и тем более не напугало. Начался концерт. Бурными аплодисментами провожают бойцы каждого члена бригады. Приятно, очень приятно давать концерт такой замечательной аудитории! Никто из нашего коллектива не пугался того, что рядом рвутся снаряды, бомбы. Ничто не могло помешать нам исполнить намеченную программу, до последнего номера».

Они дали 125 концертов в госпиталях, более 40 раз выезжали на фронт и выступали в самых разных, опасных и тяжелых, условиях – на открытых площадках, лужайках, нередко под дождем, снегом, градом, под грохотом снарядов и аккомпанемент авиабомб. Отсутствие реквизита и условий для артистов были ничем по сравнению с тем, что концерты проводились в непосредственной близости к территориям ведения боевых действий.

А ведь было сложно! Большинство участников фронтовой бригады были мало подготовлены к полевым условиям жизни - часто простужались и недоедали. Однако трудности не мешали выступать с огромным подъемом – вдохновляла искренняя и горячая благодарность бойцов и офицеров.

«С большим интересом,- пишет политрук Абрамов, - мы прослушали концерт бригады самодеятельного искусства. Бойцы и командиры выражают глубокую благодарность».

Уезжая, члены бригады обещали еще лучше работать на заводе, давать больше сверхплановой продукции для окончательного разгрома врага и одновременно совершенствоваться в области искусства, чтобы еще не раз доставить культурный отдых фронтовикам.

Никогда творческие силы народа не расцветали с такой полнотой, как в дни Великой Отечественной войны. Восхищение героями фронта и тыла, яростный гнев к врагам, жажда мщения, наполняющие сердца советских патриотов, выражаются в народных сказаниях, песнях и частушках, рожденных в дни боев с немецкими захватчиками. Частушка мобилизует дух и силы народа, она звучит как призыв к разгрому гитлеровцев:

  • Ты не жди, фашист, пощады

  • За грабеж и за разбой

  • Наши пули и снаряды

  • Рассчитаются с тобой.

Только в 1944 году заводская бригада провела 282 концерта, на которых присутствовало около 117 тысяч бойцов.

Фронтовая концертная бригада вела большую работу как в воинских частях, так и в цехах завода. Например, к 25-й годовщине Октябрьской Революции артисты выступили в каждом цеху завода, за 6 дней дали 12 концертов, из них 6 - рабочим ночной смены.

«Мне проходилось бывать в цехах завода, как ведущему программы концерта. Поэтому я могла наблюдать, как воспринимает наши выступления рабочий зритель. Реакция особенная, а особенная потому, что перед нами выступают товарищи, которые до войны работали на производстве, а теперь, когда враг переступил священный рубеж нашей страны, они твёрдо решили разить врага средствами искусства» - рассказывает Ирина Дорофеева.

Во время войны в ДК работали 12 кружков – по автоделу, авиамодельный, акробатический, хореографический и др. В кружках занимались более 600 детей, у большинства которых отцы на фронте. В дни зимних каникул для детей фронтовиков устраивались елка и концерты. Многие бывшие кружковцы с оружием в руках защищали Родину. Много писем получали руководитель струнного оркестра Егоров, руководитель изостудии Д. Г. Соболев и другие коллеги.

«Здравствуйте, дорогой мой Дмитрий Гаврилович, - пишет Соболеву с фронта бывший ученик Владимир Шевятин. – Получил ваше письмо, за которое так благодарен! Прочел его и сразу вспомнил студию, вас и все счастливые, интересные дни, проведенные за любимыми занятиями. Верю, что мы скоро покончим с немецко-фашистскими гадами, и тогда я снова войду в знакомую дверь, начну рисовать. Всего хорошего!».

Когда угроза захвата Москвы уменьшилась, стала возрождаться и культурная жизнь в самом здании ДК ЗИЛ. Но прежде всего, предстояло отремонтировать здание, так как во время войны при бомбардировке пострадали крыши и потолок концертного зала. Была проведена реконструкция - и дворец культуры продолжил свою успешную творческую деятельность.