Железнодорожная станция "Бирюлево Товарное"

Строения, Транспорт

​117546, Булатниковский проезд, дом 6, строение 4

Автор: Пронин Михаил Сергеевич

Станция "Бирюлево Товарная" – узловая станция Московской железной дороги (Павелецкое направление).

Она была открыта в 1900 году в период начала индустриализации подмосковного поселка Бирюлево.

Бирюлево имело выгодное экономико-географическое положение, поскольку находилось на возвышенной местности, располагало водными и лесными ресурсами. По мере разрастания Москвы и активного строительства городу требовалось все больше сырья и топлива. Увеличивалась нагрузка на железнодорожный транспорт, что приводило к росту мощностей в этом секторе.

В 1903 году недалеко от станции Бирюлево было открыто железнодорожное училище, а в 1911 году – школа для детей местных служащих на 200 человек и храм во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Также при станции имелись мастерские и паровозное депо.

Примерно в это время происходит разделение бирюлевского железнодорожного узла на пассажирскую станцию и товарную. Этот транспортный объект активно использовался как москвичами, которые выезжали на отдых в поселок, так и промышленниками. Недалеко от станции располагался кирпичный завод инженера А.П. Верховского, поэтому данный строительный материал был основным грузом для железнодорожных перевозок. Помимо кирпича, через Бирюлево везли торф и лес.

В 1936 году была построена пассажирская платформа «Бирюлево Товарная». На тот момент поселок, который территориально относился к Ленинскому району Московской области, активно заселялся и развивался. В 1939 году в нем проживало 12 тысяч человек. Значение Бирюлево возрастало, поскольку здесь располагался не только транспортный узел, но и важный для столицы стратегический объект – элеватор (не сохранился).

В 40-е годы ХХ века Москва являлась крупнейшим в СССР экономическим, политическим и культурным центром, а также пересечением транспортных путей, поэтому в 1941 году организация эффективной обороны столицы имела первостатейное значение.

Через Бирюлево проходила граница двух секторов противовоздушной обороны Москвы, и на его территории была размещена зенитная батарея и прожекторная установка, которые прикрывали элеватор, где хранились государственные запасы зерна. На станцию «Бирюлево Товарная» прибывали эшелоны с боеприпасами для войск ПВО.

Московская зона противовоздушной обороны была разделена на 6 секторов. Северное направление прикрывал 176-й зенитно-артиллерийский полк, северо-восточное – 250-й, юго-восточное – 745-й, южное – 329-й, юго-западное – 193-й, северо-западное – 251-й. Все они входили в состав 1-го корпуса ПВО.

Директивой штаба 1-го корпуса ПВО с 4.00 22.06.1941 г. была объявлена боевая тревога и поставлена задача: занять предусмотренный планом развертывания боевой порядок и обеспечить противовоздушную оборону юго-западных и южных подступов к Москве.

Как было установлено по литературным источникам, во время Великой Отечественной войны в Бирюлево располагалась вторая зенитная батарея, которой командовал лейтенант Сысоев. Именно она защищала транспортный узел и элеватор.

Какому воинскому формированию принадлежала батарея? Каков был боевой путь лейтенанта Сысоева, о котором так мало говорится в статьях и заметках об истории Бирюлево?

Житель Загорья ветеран Иван Егорович Шмелев собрал в Центральном Архиве Министерства обороны Российской Федерации материалы о противовоздушной обороне южных рубежей Москвы. Основываясь на его данных, можно с уверенностью заявить, что станция «Бирюлево Товарная» находилась в секторе ПВО, который защищал 745-й зенитно-артиллерийский полк (745 зенап).

Полк был сформирован 1 апреля 1941 года в Бронницах. В мае 1941 года его батареи были размещены в следующих точках: платформа Текстильщики, Люблино, Кузьминки, Царицыно, Орехово и Бирюлево.

После выступления по радио 22 июня 1941 года Наркома иностранных дел В. М. Молотова войска 1-го корпуса ПВО начали развертывание. К 19 часам на позициях в полной боевой готовности находились 102 зенитные артиллерийские батареи и 18 прожекторных рот.

На современной Элеваторной улице располагалась огневая позиция второй батареи 745 зенап. Зная теперь, какое воинское формирование защищало данный сектор обороны, мы можем поискать сведения о командире батареи на ресурсе «Память народа».

Уроженец села Болдино Смоленской области Сергей Андреевич Сысоев появился на свет в сентябре 1914 года. В 1936 году он был призван в ряды Красной Армии.

Согласно наградному листу, командуя батареей в 1941 году, он проявил мужество, стойкость и умелое руководство личным составом при отражении налета авиации противника. В документе Сысоев именуется лучшим командиром батареи с высокой стрелково-артиллерийской и тактической подготовкой. Большое внимание Сергей Андреевич уделял работе с офицерским составом, результатом чего стало повышение уровня их подготовки. На момент награждения орденом Красной Звезды (февраль 1945 года) капитан Сысоев являлся заместителем командира 1746-го зенитно-артиллерийского полка 55-й артиллерийской дивизии.

Помимо двух орденов Красной Звезды, С.А. Сысоев имел следующие награды: Орден Отечественной войны II степени, две медали «За оборону Москвы», медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Сергей Андреевич окончил военную службу 14 июня 1957 года в звании подполковника. Умер С.А. Сысоев 29 июля 1988 года.

Установлено, что в секторе 745-го зенап в период с 22.06.1941 по 25.12.1941 противником было сброшено 490 фугасных, 13000 зажигательных и 100 осветительных бомб. Одним из самых масштабных налетов был первый удар немецкой авиации по Москве в ночь на 22 июля 1941 года. Тогда летело бомбить нашу столицу примерно 200 самолетов люфтваффе.

Налет длился до 3 часов 25 минут. В результате этой атаки все-таки был подожжен бирюлевский элеватор. Его разрушение грозило потерей нескольких десятков тонн хлеба для фронта и для Москвы. Вместе с зенитчиками на защите столицы стояли и пожарные, которые в течение нескольких часов под ударами врага тушили элеватор. В результате их героических действий из хранившихся на Бирюлевской базе 22 тыс. тонн пшеницы сгорело 5–10% - та часть запасов, которая хранилась в верхней секции.

Несмотря на то, что немецким самолетам удалось повредить ряд столичных объектов, вера фашистского командования в абсолютное превосходство люфтваффе была серьезно подорвана. Немецкие воздушные асы столкнулись с эффективно организованной обороной Москвы и понесли первые потери: зенитная артиллерия сбила 10 вражеских самолетов, а 12 машин уничтожила истребительная авиация.

В Приказе Народного комиссара обороны СССР № 241 от 22 июля 1941 года была дана высокая оценка действиям средств ПВО Москвы во время первого массированного налёта немецких воздушных сил: личному составу 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиационного корпуса была объявлена благодарность.

Жители современных столичных районов Бирюлево Западное и Бирюлево Восточное обязательно должны знать историю этих мест и гордиться тем, что рядом с их домами проходил огненный рубеж обороны Москвы. И выходя на комфортабельную платформу станции «Бирюлево Товарная», иногда вспоминать, что в далеком 1941 году по этим рельсам шли эшелоны с боеприпасами для защиты нашего родного города.