Калужская площадь

Территории, Транспорт

Калужская площадь

Автор: Вера П.

Осенью 1941 года по Садовому кольцу проходил внутренний пояс городского оборонительного рубежа. Его важным узлом была Калужская площадь. В угловых зданиях располагались огневые точки. Все улицы, расположенные поблизости, были перекрыты баррикадами и заграждениями.

Также Калужская площадь знаменита своей связью с 1-й дивизией народного ополчения Ленинского района. Именно здесь в первые дни Великой Отечественной войны проходили строевые занятия дивизии, которые длились в течение четырех дней – с 5 по 8 июля 1941 года. 9 июля 1941 года 1-я дивизия народного ополчения выстроилась на Большой Калужской улице около здания Горного университета. Звуки оркестра сопровождали выход ополченцев из Москвы. Провожающие плакали, осыпали их цветами. Шли пешком. Оружия у будущих воинов не было, специальной формы – тоже. При всем этом они были воодушевлены – надеялись на успех и победу. Тогда еще они не знали, какие испытания им предстоят. Первым делом ополченцы 1-й дивизии были привлечены к строительству Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Им приходилось строить заграждения по 8 часов в день, неустанно работая киркой и лопатой. Осадные работы продолжались около двух месяцев. Все это время они простояли под Спас-Деменском. Впервые увидев пленных немцев, ополченцы ощутили по отношения к ним сострадание. Русские люди протягивали им хлеб, табак. Знаменательно, что некоторые фашисты выбрасывали полученные дары на землю. Это неприятно поразило наших. Спустя некоторое время (в сентябре 1941-го) все дивизии народного ополчения были преобразованы в регулярные воинские соединения. 1-я дивизия народного ополчения Ленинского района стала 60-й Севско-Варшавской стрелковой Краснознаменной ордена Суворова дивизией. Ленинский район оказывал большую помощь своим ополченцам. Заводы им. Серго Орджоникидзе, «Красный пролетарий» имели цеха. Вероятно, именно в них ремонтировали танки Т-37, Т-38 и Т-40, которыми вооружалась 1-я дивизия. Таким образом, 60-я Севско-Варшавская стрелковая дивизия вооружалась быстрее других дивизий. Ополченцам была присуща особая твердость духа, мужество, героизм. Характеры ополченцев были закалены еще в суровые рабочие будни на советском производстве. Ничего такого и в помине не было у фашистов-завоевателей. Первая дивизия народного ополчения принимала участие во всех главных сражениях Великой Отечественной войны. Ополченцы героически сражались в заснеженных полях под Москвой, принимали участие в знаменитом танковом сражении на Курской дуге, участвовали в Белорусской и Висло-Одерской военных операциях. Войну ополченцы завершили на Эльбе, к западу от Берлина.

В память о первой дивизии народного ополчения, проходившей боевую подготовку на Калужской площади, была построена станция метро «Калужская-кольцевая», сейчас Октябрьская. Строить станцию начали еще во время Великой Отечественной войны. Торжественное открытие состоялось 1 января 1950 года. Станцию принято считать архитектурным гимном Победе. Весь облик сооружения строгий и торжественный. Вход в наземный вестибюль оформлен в виде триумфальной арки. По обеим краям арки – горельефные изображения советских воинов. Они трубят о Победе, прославляя в веках мужество и героизм всех воинов и тружеников тыла, подвизавшихся на героическом поприще в годы Великой Отечественной войны. Вестибюль станции украшают медальоны с профилями солдат и матросов двух Отечественных войн – 1812 и 1941–1945 гг. Настенные светильники выполнены в виде факелов – символов горящего духа. Немаловажное место в воинской символике станции занимают лавровые венки.