Павелецкая площадь
Начало освоения территории современной Павелецкой площади можно датировать 1680 годами, когда на этих землях был основан таможенный пункт, на котором проверялись телеги, движущиеся в город мимо ворот Земляного города. В 1736 году на эти земли были перенесены мясные торговые ряды, располагавшиеся ранее ближе к Кремлю. В то время для торговли мясом было необходимо близкое расположение к реке, на берегах которой находились скотобойни.
Постепенно рядом с торговыми рядами началось строительство жилых домов и обслуживающих торговый промысел мастерских. Мясные ряды постепенно дополнялись другими товарами, торговые площади увеличивались. Вся данная местность со временем стала называться Зацеп. По мнению историков и лингвистов, данное наименование связано либо с цепью, которой таможенный пост преграждал путь телегам с товарами, либо с самой процедурой таможенного досмотра, иначе говоря, захвата или зацепа.
В сентябре 1900 года предприятие Рязанско-Уральской железной дороги открыло Павелецкий вокзал, который стал конечной остановкой ветки Павелецк-Москва и позволил соединить все ветви данной дороги с Москвой. Вокзал позволил существенно оживить торговые ряды, обеспечив быструю поставку скоропортящихся продуктов из подмосковных районов, а также возможность доставки тяжелых грузов непосредственно в город. Наибольшую торговую активность на Зацепском рынке (или просто Зацепе) отмечали в 1920 году, одновременно с началом Новой экономической политики (НЭПа) советского государства, которая стимулировала частное предпринимательство и торговлю.
Постепенный отказ от НЭПа (с 1928 г.) способствовал сокращению торгового оборота, товары становились менее разнообразны, рос дефицит отдельных продуктов, покупательная способность граждан значительно сокращалась. Все это не могло не отразиться на огромной торговой площади Москвы. Власти города пытались сохранить торговую активность и направляли средства на возведение крытых торговых павильонов, которые открылись для горожан в 1930 году. В это время было открыто большое здание Зацепского рынка, которое просуществовало до 1941 года.
Вспоминает Хлесткин (Черномордин) Алексей Федорович, учитель школы № 16 (ГБОУ Школы №1799): «Никогда не забуду, как разбомбили Зацепский колхозный рынок в ноябре 1941 года. Когда разорвалась бомба, а ее вес был 500 кг (по прямой это 500–700 метров), то мы, мальчишки, дежурившие в эту ночь, явственно, физически почувствовали, как задрожали стены наших домов, вылетели все стекла из домов. Наутро мы бегали смотреть место взрыва: была яма диаметром 10–15 метров и глубиной 2–4 метра. Конечно, весь рынок разбросан по кругу, деревянный ведь. Сейчас на его месте часть нового здания Павелецкого вокзала. Это были самые тяжелые дни в г. Москве. Самые тяжелые дни были 20–23 октября 1941 года, когда немцы были на окраине Москвы».
После взрыва люди по старинке приходили на место, где был когда-то рынок, приносили практически последние вещи, чтобы обменять их на продукты питания.
После войны рынок потихоньку восстанавливался. В начале 1970-х годов Зацепский рынок активно функционировал. В.Г. Девяткин писал: «Колхозный рынок у Павелецкого вокзала весь пропах деревенскими запахами. Молочные ряды сытно пахли творогом, сметаной, ряженкой и дрожащими варенцами. Согнутые старушки, не стесняясь, подбирали под прилавками ломаную морковь, упавшую картофелину или луковицу». Вспоминает А. Макеев: «Мне Зацепский рынок помнится бумажными абажурами, котами-копилками и пузатыми коробочками из вощёного картона с простроченными крупными швами по рёбрам». Впоследствии все строения Зацепского рынка были окончательно снесены и на его месте был обустроен городской сквер.
В новейшей истории города с 2002 года Павелецкая площадь была закрыта на реконструкцию. На этом месте планировали построить торговый комплекс. Однако до 2018 года никакого существенно прогресса в улучшении внешнего вида этого пространства не было. Все изменилось, когда территорию передали новым владельцам. В 2021 году был открыт парк со смотровыми площадками, озеленением и зонами отдыха, разработанными современными дизайнерами. Со временем на трех подземных уровнях под новым парком начал работать современный торговый центр «Павелецкая плаза», который вернул этой площади ее историческое значение, но уже в новом прочтении современной деловой Москвы.
Для написания данной статьи были использованы документы архива музея «Память» (ГБОУ Школа № 1799), воспоминания А.Ф. Хлесткина, А. Макеева, В.Г. Девяткина, исследование А. А. Мартынова «Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями» (М., 1881), книга П. В. Сытина «Из истории Московских улиц» (М., 1958), труд И. Е. Забелина «Опыты изучения русских древностей и истории» (М., 1873), словарь «Имена московских улиц» (М., 2007), архитектурный путеводитель И. Л. Бусевой-Давыдовой (М., 1997), материалы сайта Мослента (https://moslenta.ru/), Российская железная дорога (https://company.rzd.ru/ru/9453) и др. источники.