Москва, ул. Маршала Полубоярова,12
На месте, где сейчас находится ШК 5 корпус ГБОУ Школа 1793 (м-н Жулебино, ул. Маршала Полубоярова) и на прилегающей территории г. Люберцы находился один из аэродромов, на котором базировался в годы Великой Отечественной войны 299 ШАП (108 Гвардейский штурмовой авиационный Рава-Русский ордена Суворова полк), прошедший её с первых до последних дней. Он защищал Одессу и Запорожье, Москву, Сталинград, участвовал в Курской битве, освобождении Польши, взятии Берлина, сражался за Прагу.
История полка начинается в декабре 1937 года, когда началось его формирование. Первым командиром полка становится Губанов Дмитрий Андреевич. Уже в сентябре 1939 года полк выполнял боевые задачи по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии. А в 1940 г. бомбил «линию Маннергейма» в Финляндии, совершив 645 боевых вылетов за 15 дней без потерь.
Великую Отечественную войну полк начал на Южном фронте.
Уже 23 июня 1941 г. лётчики полка бомбили технику и живую силу противника на переправе через Прут. Боевая работа полка прерывалась только тогда, когда полк вынужден был вылетать на доукомплектование самолётами и личным составом. В тяжёлых условиях лётчики полка осваивали новую технику, переучивались летать на новых самолётах, обучали молодых, только прибывших из лётных училищ, ребят. Так уже в начале июля в полк поступили первые самолёты Ил-2, летающие танки, как их называли сами конструкторы.
03. 10. 1941 г. полк после переформирования и получения новых самолётов должен был вылететь в Крым. Но был получен приказ о направлении полка, состоящего из двух эскадрилий, на оборону Москвы в составе 6-й Резервной авиационной группы ВГК на Брянский фронт. Полк расположился на аэродроме Новосиль Орловской области. В этот же день полк вылетел на боевое задание, на штурмовку колоны немецких танков, двигавшихся к Москве. Почти год, с 3.10. 1941 г. по сентябрь 1942 г. полк защищал Москву, участвовал в Ржевско-Вяземской и Сычёвско-Вяземской наступательных операциях в составе разных соединений. За это время лётчики 299 (108) ШАП совершили 526 боевых вылетов, уничтожив на земле и в воздухе 120 самолётов, до 50 танков и самоходок, 280 автомашин, 80 орудий и другой техники. «Лучшим днём» командир полка назвал 11 октября. В этот день шесть Ил-2 участвовали в штурмовке немецкого аэродрома в Орле, уничтожив и повредив около 75 самолётов врага. На следующий день была уничтожена артиллерийская батарея и ещё 10 самолётов противника на том же аэродроме. Всего было совершено 129 эффективных вылета. Но к 19 октября в составе полка осталось всего два самолёта. Завод в Воронеже, выпускавший Ил-2, к этому времени был эвакуирован в Куйбышев. Туда за самолётами и пришлось ехать, а также собирать по запасным полкам. В конце декабря начинается перелёт к Москве по маршруту: Кузнецк (Пензенской обл.) — Маршанск (Тамбовской обл.) — Рязань — Люберцы.
С 16.08.1942 по 1.10.1942 г. полк принимал участие в Ржевско-Сычёвской операции. Было совершено 132 эффективных вылета. Но в ходе штурмовок полк нес безвозвратные потери. В битве за Москву погибли 19 лётчиков, 1 техник. Потеряно 37 самолётов Ил-2. Штурмовикам было непросто противостоять немецким истребителям, они не обладали такой манёвренностью, часто попадали под зенитный огонь.
На территории ШК5 ГБОУ Школа №1793 находится памятник, на котором начертаны имена лётчиков, погибших в битве за Москву.
С 16.12.1942 по 02.02.1943 299 (108) ШАП участвует в Сталинградской битве на Воронежском и Юго-Западном фронтах. За 10 лётных дней декабря полк совершил 178 боевых вылетов, потеряв трёх лётчиков.
Участие в Курской битве для полка началось 1 июня 1943 г. Однако сначала полк был отправлен на аэродром Манино в Воронежской области для пополнения личным составом и самолётами. 16 июля полк перебазировался на фронтовой аэродром Куриловка и уже на следующий день выполнил 56 боевых вылетов. Полк участвовал в штурмовке окраин Харькова, аэродромов противника Чугуев и Рогань, железнодорожных станций. Полк потерял в Курской битве 9 лётчиков, из них 3 командира эскадрилий, Вовкогон И. П, Ахмадеев Я.Х., Белов А. Ф., 5 воздушных стрелков.
24.08.1943 г. приказом Наркома обороны № 264 290 штурмовая авиадивизия становится 6-й гвардейской ШАД, а 299-й ШАП - 108 гвардейским штурмовым авиационным полком.
Военные действия для полка дальше продолжаются на правом берегу Днепра. 14.10. 1943 г. освобождён город Запорожье. 6-я ШАД, в составе которой воюет полк, получает наименование передали полку 42 самолёта ИЛ-2, купленные на собственные сбережения в знак благодарности за оборону и освобождение их родного города. На фюзеляжах самолёта было написано имя Героя Советского Союза Осипенко П. Д., землячки запорожцев.
Приказом НКО № 227 от 17 июля 1944 года 108 гвардейскому штурмовому авиационному полку присваивается собственное наименование — Рава-Русский.
С июля 1944 года 108 ШАП участвует в освобождении Польши.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1945 года 108 гвардейский штурмовой авиационный Рава-Русский полк «За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Петрокув и проявленные при этом доблесть и мужество» полк был награждён Орденом Суворова III степени.
В апреле 1945 г. 108 ШАП начал испытание новых самолётов – Ил-10. Самолёты понравились лётчикам. На них полк участвует в битве за Берлин и Прагу.
За мужество, доблесть и героизм девяти лётчикам полка было присвоено звание Героя Советского Союза:
Ананьин С. К.
Безух М. И.
Железняков П. Ф.
Жигарин Ф. А.
Зеленко Е. И.
Зиновьев И. И.
Иванов И. И.
Новиков А. К.
Рябошапко В. Я.
В ШК №5 ГБОУ Школа №1793 действует Музей Боевой славы 108-го Штурмового Авиаполка, открытый в 2000 г. Школа носит имя Героя Советского Союза Новикова Александра Кирилловича, который начал свой боевой путь в декабре 1942 г. сержантом, и закончившим войну командиром эскадрильи 108 ШАП в звании гвардии капитан.