Памятник главному маршалу авиации А.Е.Голованову

Памятники, Авиация

Москва, Лужнецкий проезд, д.2

Автор: Андреева Ольга Владимировна

Александр Голованов родился в 1904 году в Нижнем Новгороде. Отец - капитан парохода, мать была дочерью известного народовольца Н.Кибальчича, участника покушения на императора Александра II. Едва научившись читать, мальчик с головой окунулся в романтику приключений и дальних путешествий по примеру своего отца. Но в 1914 начинается Первая мировая война. Затем, в 1917-м, Октябрьская революция и грянувшая за ней Гражданская война. Когда ему исполнилось 15 лет, сбежал добровольцем на фронт и сражался с Деникиным. С 1924 года Александр Голованов - оперативный сотрудник ОГПУ и лично участвует в поимке Бориса Савенкова. Командировки следует одна за другой: Китай, Франция, Монголия…В Алма-Ате он воюет с басмачами и занимается делами государственной важности. В начале тридцатых появляется новая страсть – авиация.

Голованов заканчивает лётную школу Осоавиахима. Быстро поднимается по карьерной лестнице (в 1934 году командир особого авиаотряда). Активно интересуется развитием аэронавигации. Каким образом можно осуществлять полеты в непогоду? Эти размышления пришлись как нельзя кстати. Голованов пишет письмо Сталину, где высказывает свои предложения. Вскоре состоялась их встреча, и из Кремля Александр Евгеньевич вышел уже в звании подполковника и в должности командира 212-го дальнего авиаполка.

В самом начале Великой Отечественной войны в ответ на бомбардировку Москвы, руководство страны принимает решение о нанесении ответного удара. Весной 1942 Сталин подписывает указ о создании в Советском Союзе авиации дальнего действия. Командующим становится А.Е.Голованов. Советские бомбардировщики наносят удары по глубоким немецким тылам, нарушают коммуникации врага, бомбят транспортные узлы. В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Александр Голованов лично принимал участие в дальних бомбардировках объектов противника в качестве командира воздушного корабля. Самый известный исторический полет генералиссимуса И.В. Сталина в Тегеран для участия во встрече с главами государства был организован в 1943 году маршалом Головановым. Сталин панически боялся полетов и смог доверить свою жизнь двум лучшим авиаторам: Голованову и Грачеву.

Голованов лично пилотирует один из двух «дугласов», на которых высшее руководство Советского Союза летит в Тегеран. 1 декабря 1943 начала работу судьбоносная конференция: Сталин, Рузвельт и Черчилль впервые встретились лично и решали открыть второй фронт. Это огромная заслуга нашего маршала. Победа ковалась всем народом.

С декабря 1944 г. командовал 18-й воздушной армией, которая была сформирована на базе АДД с подчинением командующему ВВС РККА Александру Новикову. В апреле 1946 г., согласно приказу советского лидера, министра Вооруженных сил (ВС) СССР Иосифа Сталина, 18-я воздушная армия ВВС РККА была преобразована в дальнюю авиацию ВС СССР. С 1946 по 1948 г. Александр Голованов являлся командующим дальней авиации. Лишь серьезные проблемы со здоровьем смогли отодвинуть моего героя от боевых вылетов. Очень сложно складывалась судьба Александра Евгеньевича после окончания войны. До конца военной карьеры он оставался верным выбранному делу, воинской присяге и Родине. Главный маршал авиации являлся самым молодым маршалом рода войск в истории РККА. Александр Голованов был награжден двумя орденами Ленина (1940, 1949), тремя орденами Красного Знамени (1939, 1941, 1944), орденом Красной Звезды (1968), тремя орденами Суворова I степени (1943, дважды в 1945), медалями и иностранными наградами. В последние годы жизни занимался написанием мемуаров. Александр Голованов скончался 22 сентября 1975 г. в Москве на 72-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.