Метро Белорусская

Строения, Промышленность

Г. Москва, метро Белорусская

Автор: Кристина Б.

В годы Великой Отечественной войны станция метро «Белорусская» стала настоящим подземным бастионом Москвы. Открытая в 1938 году как важный транспортный узел, соединяющий центр города с Белорусским вокзалом, с началом войны она приобрела стратегическое значение. Через этот узел осуществлялась переброска войск и военных грузов, эвакуация промышленного оборудования и раненых бойцов. Особую роль играла связка метро с Белорусским вокзалом, откуда уходили составы на Можайскую линию обороны, к укреплениям под Вязьмой и с эвакуированными заводами в тыл.

В подземных тоннелях и служебных помещениях станции хранились архивы Генштаба, проходили спецпоезда с руководством страны, осуществлялись перевозки особо важных грузов. Когда начались массированные авианалёты, «Белорусская» превратилась в крупнейшее бомбоубежище, ежедневно принимая до 15 тысяч человек. Здесь была организована чёткая система оповещения, работали санитарные посты, пункты раздачи пищи и детские комнаты. В октябре 1941 года на станции развернули подземный госпиталь №107, где в три смены оказывали помощь раненым – до 150 человек ежедневно. Врачи и медсёстры жили прямо на станции, а в перерывах между бомбёжками в импровизированных операционных продолжали спасать жизни.

Особый героизм проявляли работники метрополитена. В условиях постоянной угрозы обвалов и нехватки электроэнергии они обеспечивали бесперебойную работу эскалаторов и вентиляции. Дежурные по станции, преимущественно женщины и подростки, сутками несли вахту, помогая эвакуировать людей во время воздушных тревог. Многие из них после смены добровольно отправлялись на строительство оборонительных сооружений или разбор завалов.

Несмотря на военное время, на «Белорусской» кипела культурная жизнь. Для поддержания морального духа москвичей проводились киносеансы, концерты артистов Большого театра, лекции профессоров МГУ. В декабре 1941 года для детей, укрывавшихся от бомбёжек, даже организовали новогодние ёлки. Особую атмосферу создавало оформление станции – барельефы о единстве народов СССР, мозаичные панно с образами защитников Отечества, скульптурные портреты героев-белорусов.

Конструкция станции, рассчитанная на прямое попадание 500-килограммовой бомбы, с системой гермозатворов и аварийных выходов, стала символом несокрушимости Москвы. 15 октября 1941 года стал единственным днём, когда метрополитен полностью остановил работу, но уже на следующий день поезда снова пошли – это стало знаком: город не сдаётся. А 6 ноября 1941 года на «Белорусской» состоялось торжественное заседание в честь годовщины Октябрьской революции, доказавшее – жизнь продолжается даже в самых тяжёлых условиях.

После войны станция сохранила память о тех героических днях. В 1952 году открылась кольцевая «Белорусская» с мемориальными элементами, в 1967-м установили памятную доску, а в 1985-м создали музейную экспозицию. Сегодня, проходя через вестибюли станции, можно увидеть оригинальные элементы военного времени и тематические выставки. «Белорусская» включена в экскурсионный маршрут «Москва военная», позволяя новым поколениям прикоснуться к истории.

Стены этой станции помнят гул вражеских бомбардировок, стук сапог красноармейцев, плач детей в бомбоубежище и радостные крики «Победа!» в мае 1945 года. Посещение «Белорусской» – это не просто поездка в метро, а встреча с живой историей, напоминание о том, как московское метро помогло городу выстоять в самые страшные дни войны. В 2023 году на станции была открыта новая мемориальная зона с интерактивными экранами, где можно увидеть уникальные архивные кадры работы метрополитена в военные годы и послушать воспоминания очевидцев тех событий.

Список литературы:

• Архив Московского метрополитена. Фонды военного периода 1941-1945 гг.

• Приказы Наркомата путей сообщения СССР за 1941-1942 годы.

• Протоколы заседаний Моссовета о работе метро в военное время.

• Зиновьев А.Н. "Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны". М.: Транспорт, 1985. 224 с.

• Семенов В.Л. "Подземная крепость: метро как стратегический объект". Военно-исторический журнал, №3, 2001. С.45-51.

• Коллективная монография "Москва военная 1941-1945" под ред. М.Ю. Мягкова. М.: Олма-Пресс, 2020. Гл.4 "Транспортная система".

• Записки начальника метрополитена С.Н. Кучменко (1940-1945 гг.)

• Воспоминания медсестры подземного госпиталя А.П. Смирновой.

• Интервью с ветеранами-метростроевцами из цикла "Устная история" (Музей Москвы).