Большой Кондратьевский переулок 3
Каждый уголок нашей страны имеет свою уникальную историю. Великая Отечественная война — одна из самых героических страниц в истории нашего многонационального народа. Я по национальности аварка, но сейчас живу в Москве. К сожалению, в моей семье не сохранилось документов об участниках войны. Но зато в нашей Романовской школе есть музеи, где я узнала, что выпускники нашей школы участвовали в борьбе с фашистами.
Цель моей работы – познакомиться поближе самой, а потом рассказать своим близким и одноклассникам на школьной конференции о тех, чьи имена можно прочесть на памятнике во дворе Романовской школы (Большой Кондратьевский переулок, дом 3).
Источниками для моей работы стали материалы школьного музея, посвящённого памяти героев Великой Отечественной войны: документы, фотографии, письма, личные вещи погибших в годы войны выпускников нашей школы, воспоминания их родственников, статьи в газетах, а также документы, опубликованные на сайте Министерства обороны РФ «Память народа». Это подлинные свидетельства истории Великой Отечественной войны.
Памятные обелиски стоят во дворах нескольких зданий нашей школы. Раньше это были школы с другими названиями. В Большом Кондратьевском переулке находилась 22-я спецшкола с преподаванием ряда предметов на английском языке. Но создана она была на базе двух довоенных московских школ - №114 и №118. Обе они располагались на Пресне: одна — около планетария и зоопарка, другая — на месте Белого дома. А после войны они объединились, образовав школу № 22 (впоследствии – 1240). Для нее в 1970-е годы и было построено новое здание в Большом Кондратьевском переулке. Сейчас оно является главным корпусом Романовской школы.
Памятник в этом школьном дворе появился в 1990-е, но поиск информации о погибших выпускниках 114 и 118-ой школ был начат еще в 1970-е, когда в школе создавался музей. Организатором этого поиска стала учительница английского языка Инесса Моисеевна Лопаткина. «Следопыты под руководством любимой учительницы ходили в походы по местам боев, разыскивали по солдатским медальонам пропавших без вести, ухаживали за могилами, вели обширную переписку. У них был даже свой марш, слова к которому написала Инесса Моисеевна. <…> Инесса Моисеевна не говорила своим ученикам громких слов о любви к Родине. Она учила их беречь историю своей страны, уважать ее прошлое и всегда помнить о тех, кто отдал за нее жизнь». Так описывала работу над созданием музея газета «На Пресне». В школьный музей удалось тогда собрать очень ценные материалы о 80-ти погибших, так что, когда создавался Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, почти все подлинные экспонаты были переданы для экспонирования в нем. Сегодня в школьном музее хранится лишь небольшая часть этой коллекции, а имена погибших выбиты золотыми буквами на памятнике в школьном дворе.
Когда я знакомилась с их историями, меня поразило, что на первый взгляд, это были обыкновенные школьники. Они совсем юными ушли на фронт, и все готовы были умереть за свое Отечество. Расскажу лишь несколько историй из них.
Борис Титов родился в Москве 19 августа 1922 года. Его отец был механиком, а мать — учительницей. Семья жила на улице Красная Пресня, дом 44, квартира 42. В 114-ю школу Борис поступил в 8-й класс, так как она была десятилеткой, и окончил её в 1940 году только с хорошими оценками. В октябре 1940 года его призвали в Красную Армию. Службу он начал в Брестской области, а в июне 1941 года, за несколько дней до начала Великой Отечественной, поступил в Киевское артиллерийское училище. Так что военные науки ему пришлось познавать, уже участвуя в сражениях. В 1942-м, бойцом 26-го понтонного батальона, он получил тяжёлое ранение и был отправлен в госпиталь. А после выздоровления ему суждено было принять участие в Сталинградской битве — одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Борис Титов посвятил этому событию стихотворение, которое хранится в школьном музее:
«Идёт последнее сражение
За славный город Сталинград,
Для фрицев больше нет спасенья —
В кольцо стальное враг зажат.
Руины мрачные, немые
Напоминают дни былые
Когда поднялись млад и стар
И грудью приняли удар.
Когда под натиском металла
Земля стонала и тряслась,
И страшный танец смерть плясала,
Улыбкой мертвою, оскалясь.
И вот он вновь перед глазами,
Прошедший сквозь огонь и ад,
Раз отвоеванный отцами
Непобедимый Сталинград!
Усеян грудами осколков,
Вся в шрамах корчится земля,
Тевтонских лютых псов потомков
Здесь уложили штабеля.
О тех боях воспоминание
В народе долго будет жить
Как честью выполнить призванье,
Как нужно Родину любить.
Мы снова встретимся с друзьями,
Победу празднуя свою.
И в мыслях будут вместе с нами
Герои, павшие в бою».
Но встретиться с друзьями после войны Борису Титову уже не пришлось. Ученики 6-го Б класса, которые занимались поисками родных Бориса в 1970-е годы, узнали, что он погиб 1944 году в сражении под городом Витебском. Ребята пришли тогда к его матери в день годовщины его смерти. Мать героя была тронута до слёз, узнав, что спустя столько лет память о её сыне в школе жива! Она несколько раз рассказывала учащимся о Борисе, читала его письма с фронта. Благодаря её воспоминаниям мы узнали больше о героическом пути Бориса и его преданности Родине.
Не менее интересна судьба трех братьев Бартеновых, все они тоже учились в 114 школе. Старший, Пётр, по рассказам его матери, был очень серьезным, очень любил читать, занимался в радиокружке при Главном телеграфе. После окончания школы он поступил в Московский энергетический институт. К началу войны ему было 20 лет, на фронт ушел добровольцем и сражался в артиллерии. В одном из фронтовых писем он писал: «Я должен отомстить врагам за поруганную Родину, жизнь, науку. Хочу учиться, и для этого надо выгнать гада, уничтожить его, <…> чтобы выполнить все, что задумал и о чем мечтал все эти годы…». Петр погиб через три месяца после начала войны от разрыва вражеского снаряда.
Братья-близнецы Сергей и Владимир, на 3 года моложе Петра, были так похожи, что даже отец и мать их путали. Но склонности и характер у них были разные. Володя был очень музыкален, ловок, хорошо сложен. Сережу называли «семейной совестью», - так был он честен. Параллельно со школой учился в художественной студии. Его рисунки не раз участвовали в выставках и даже публиковались в журнале «Юный художник». Школу, а затем Куйбышевское военное училище оба брата закончили с отличием. Как отличники они могли выбирать себе место службы, но решили защищать Ленинград. Оба попали в 311 стрелковую дивизию и погибли в одном бою в феврале 1944 года под Новгородом. Их похоронили в одной могиле с воинскими почестями. Вера Антоновна, мать героев, гордилась своими сыновьями и рассказала школьникам о воинских традициях семьи Бартеневых, многие поколения которых были офицерами и защищали Родину.
Золотыми буквами на памятнике у школы вписаны не только мужские имена. Богдановой Майе было всего 15 лет, когда началась война. Майя пошла работать на один из московских военных заводов, но уже в 16 лет ушла на фронт. Сначала служила санитаркой, но всегда мечтала быть разведчицей. И мечта ее сбылась, она была зачислена в 60 Гвардейскую разведывательную роту и показала себя одним из лучших разведчиков. Выполнив одно из заданий в фашистском тылу, в ходе которого она уничтожила 4х фашистов, она погибла, переходя через линию фронта. За свой героизм Майя была награждена медалью «За отвагу».
Вера Гурина – еще одно женское имя на школьном памятнике. Вера служила в военно-воздушных войсках, а затем на 203 отдельном бронепоезде ПВО. Данных о ней удалось собрать немного. Вера погибла в бою в декабре 1943 года, честно выполнив свой воинский долг.
До 2000 года в школьном музее хранилась гимнастёрка Генриха Меерсона, еще одного выпускника 114-ой школы. Он был ранен на Курской дуге, сражаясь за Родину. Гимнастёрку из госпиталя, где Генрих умер от ран, друзья передали его матери, а она – в школьный музей. Теперь, как и другие мемориальные вещи выпускников нашей школы, она хранится в большом государственном музее.
Мой район — это не только место, где я живу и учусь. Это уникальный ресурс для того, чтобы прикоснуться к опыту людей, которые жили до нас, чтобы получить поддержку в их мужественных поступках в трудных жизненных ситуациях, а, может быть, и избежать ошибок. Не даром говорят: «Без корней и полынь не растет».